Історична довідка про Малочернеччинський образ Христа Спасителя «Хліб Життя»

История явления Чудотворного образа Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа именуемый «Спас Малочернетчинский», тесно связана историей Сумского Успенского монастыря, что находился в слободе Малая Чернетчина недалеко от города Сумы. В свою очередь история этого монастыря неотделима от истории зарождения Сум и судьбы основателя города полковника Герасима Кондратьева.

История заселения Сумского края, как и всей Слобожанщины, хорошо изучена и описана. Связана она, прежде всего, с освободительной борьбой украинского народа против Речи Посполитой. И основной причиной этой борьбы была защита православной веры от посягательства католиков и униатов, стремившихся к уничтожению Православия и насаждению католицизма на левом и правом берегах Днепра по всей Малой Руси. Что естественно вызывало протестные выступления, в первую очередь народные восстания в защиту спасительной веры праотцев. Большинство из этих восстаний заканчивались поражениями восставших и следовавшими за ними жестокими репрессиями. Вот по этой причине десятки тысяч православных людей срывались с насиженных мест, бросая дома, нажитое добро и взяв с собой в дорогу самое дорогое – ценности духовные (антиминсы, богослужебные книги, священные сосуды, часто даже колокола), уходили на порубежье с Русским царством, под защиту единоверного московского царя. С паствой уходило и священство.

Беженцы заселяли безлюдные территории Московской державы, граничащие с мусульманским Диким полем. Так появился новый регион, получивший наименование Слобожанщина. Слобода - производное слово от слова свобода. И в самом деле, это была свободная земля, свободная, прежде всего, духовно. Появились на карте новые города: Харьков, Ахтырка, Богодухов, Лебедин и, конечно же, Сумы.

Первые переселенцы в округе Сумской крепости появились ещё в 1642 году, не исключено что среди них был и Герасим Кондратьев. Затем было ещё несколько волн переселенцев. Уже в 1652 году начинается подготовка к строительству, а затем и само строительство Сумской крепости, руководил которым московский воевода Кирилл Арсеньев. Но осадчим, то есть человеком, который посадил (т.е. заселил) людей на этой территории, и городским, затем и полковым казачьим атаманом считался Герасим Кондратьев. Он принимал активное участие в строительстве Сумской крепости, возглавлял её оборону от набегов крымских татар. Ни в коей мере не ослабляя своего внимания к фортификационному строительству (крепостные стены, башни, пороховые склады, тайный ход к реке), Кондратьев огромное внимание уделял храмовому строительству. Так, были построен Никольский храм и перестроена Спасо-Преображенская кафедральная церковь в Сумах, немалое количество храмов было построено им и в Сумской округе. Им же были основаны Иоанно-Предтечев женский монастырь в слободе Лука и Успенский мужской монастырь близ Сум.

Успенский монастырь был основан Герасимом Кондратьевым в девяти верстах от Сум в 1658 году, хотя первые документы на монастырские земли датированы 1671 годом. Местность, где основан монастырь, была довольно живописной. Расположен он был на небольшой возвышенности, окружённой горами, покрытыми лесом, а рядом находился пруд. В скором времени рядом с монастырём появилась слобода под названием Монастырёк, в дальнейшем это название было вытеснено новым - Малая Чернетчина. Святитель Филарет (Гумилевский) в своей работе «Историко-статистическое описание Харьковской Епархии», изданной в Харькове в 1859 году, так описывает этот монастырь: «В последние десятилетия своего существования он был великолепный. В нем было три храма, и все три каменные.

Храм Успения Богоматери, каменный, с приделом Вознесения Господня на хорах, построен был с 1750 г. старанием игумена Иоасафа и ктитора подполковника Якова Алексеевича Шубского, который употреблял на то и свой капитал.

Второй храм, каменный, при котором была братская трапеза, освящен был в честь Архангела Михаила в 1755 г. и был построен на месте деревянного г. Губаном.

Третий храм над св. вратами, во имя Всех Святых, построен г. Шубским с 1753 г. и освящен в 1760 г.

Указом от 4 апр. 1787 г. предписано было: «В Сумском монастыре править игуменскую должность иеромонаху, Иякову Шубскому». В июле посвящен он был в игумена. Это тот самый ктитор обители, который в 1751—1755 гг. строил ее храмы, — лицо замечательное. Урожденец слободы Белков Ахтырского полка, из духовного звания, он в детском возрасте с прекрасным голосом взят был в придворную капелль. Когда же лишился голоса, то, будучи известен по доброму поведениу и уму, сделан был чтецом, а потом и ктитором придворной церкви; благочестивая императрица Елисавета любила его и пожаловала ему чин бригадира. По смерти императрицы он выехал из Петербурга и поселился в Сумском монастыре, где скончался и отец его иеромонах Арсений. Сперва жил он здесь для самоиспытания, спустя же несколько годов принял монашество. Когда в 1788 г. Сумской монастырь был закрыт и монахам его предписано было перейти в Куряж, о. Иаков, по разрешению начальства, остался доканчивать дни свои в собственных кельях. В июле 1788 г. доносил он, что наместническое правление при описании монастыря описало «и хранящиеся в казенке червонные разных сортов около 2 фунтов, сверх того монастырскаго, церковнаго и экономическаго, сбора деньги 2714 руб. 50 коп.., а после описи собраны мною остальные крохи 606 рублей 38 копеек». Вследствие просьбы его наместник Пашков дозволил оставить суммы в монастыре, о чем игумен приложил и письмо наместника. Консистория предписала передать все деньги в наместническое правление. О. Иаков скончался в 1790 г., и по смерти его не осталось ни копейки.

Что ж сталось с храмами и прочими строениями обители? Ныне на месте монастыря, кроме Всесвятского храма и колокольни, только кучи щебня. Кирпич главной церкви продан был для церкви Верхней Сыроватки, железо — для Сумской Воскресенской, а железные двери — для Сумской Николаевской. Иконостас, по определению Свят. Синода, передан был в Каплуновскую церковь.

Архангельский храм поступил на постройку колокольни Сумской Покровской церкви.

Каменная ограда, окружавшая монастырь, продана для Богословской церкви Чернетчинской.

Деревянные кельи проданы сумским жителям.

В прочие постройки перешли монастырские крестьяне Чернетчины и составили приход бывшей монастырской Всесвятской церкви.

Куда девались дорогие ризы, бывшие на иконах, книги, утварь — неизвестно.

Монастырь имел богатые хозяйственные заведения. У него было 6 фруктовых садов, не в дальнем друг от друга и от монастыря расстоянии. Дионисиев и Сосипатров сады занимали каждый до 15 дес. земли, Новый — 6 дес., Котов и Камышин — 6 дес. На р. Псле, в 3 верстах от монастыря, в дер. Чернетчине была мельница с 10 колесами. Еще и ныне целы лесные дачи монастыря, но далеко не в том виде, как они сохранялись монастырем».

            С момента закрытия Сумского Успенского монастыря в 1788 году прошло 99 лет до того момента, когда 30 ноября (13 декабря по новому стилю) 1887 года во Всесвятской церкви села Малая Чернетчина чудесным образом был явлен Образ Спасителя который был изменённой копией иконы «Спас Кровоточивый».

Сама история иконы до её чудесного явления неизвестна. Известно только то, что в главном храме монастыря престол, которого был освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы, хранились несколько особо почитаемых икон, среди которых была икона Спасителя. Размеры этой иконы не указываются, но известен вес серебряной ризы, которая украшала икону и, который составлял 12 фунтов и 13 золотников, что соответствует 5 кг. серебра. Такой вес ризы мог соответствовать размеру иконы в 1 аршин 6.5 вершков длинны на 10.75 вершка ширины. Да и остальные иконы Божией Матери, Успения Пресвятой Богородицы, Святой Троицы размеры приблизительно были такими же. Что даёт право предположить, что икона Спасителя из главного храма монастыря и чудотворная икона «Спас Малочернетчинский» являются на самом деле одной и той же иконой. Некоторые исследователи идут ещё дальше, предполагая, что эта икона была приобретена для монастыря самим Герасимом Кондратьевичем Кондратьевым в одном из древних монастырей Волыни, где он бывал и куда направлял средства на упокоение своих усопших родных и близких, и ризу он заказал сам для этого образа. Но это всего лишь предположения.

            Всесвятский храм села Малая Чернетчина или «Монастырка», являлся последним уцелевшим храмом упраздненного монастыря, имел под собой подвал во всю длину храма с запада на восток, служивший ранее проходом – святыми воротами монастыря. Восточная и западная стороны этого подвала, или «брамы», были открыты. Но после упразднения монастыря этот проход с западной стороны был заложен досками, а с восточной - закрыт входными дверьми, он служил складом для пиломатериалов, используемых для ремонта храма. Также здесь хранились кадки, ящики и другие ненужные вещи. Сюда редко кто заглядывал. Мусор, обломки кирпича и штукатурки были разбросаны по всему подвалу и служили удобным пристанищем для змей и летучих мышей. О том, чтобы здесь могли храниться иконы, не могло быть и речи. Если кто изредка и посещал подвал, то никогда не видел икон.

Ко времени явления Образа в селе жила крестьянка Анисия Панченко. Осенью 1887 года Анисия тяжело заболела. С первого взгляда незначительное заболевание пальца очень быстро переросло в опухоль всей руки с резким ухудшением общего самочувствия. В одну из ночей, когда она на короткое время заснула, было, ей во сне видение, что она нашла в подвале храма икону Спасителя, и Господь исцелил ее. При этом она услышала слова Иисуса Христа: «Приходите сюда, молитесь и веруйте, буду исцелять вас от всякой болезни». Через 10 дней в подвале под храмом была обретена чудотворная икона Спасителя. Это случилось 30 ноября по старому стилю (13 декабря по новому стилю), в день памяти святого апостола Андрея Первозванного.

О случившемся священник в тот же день сообщил местному благочинному, и слух о явлении образа и чудесном исцелении Анисии распространился по всей округе. К образу потекли богомольцы и страждущие разными недугами. Местный благочинный в июле 1888 года поставил образ в ризничный шкаф, запер замком и ключ взял с собой до решения дела епархиальным начальством, а молебны, по его совету, совершались перед местным образом Спасителя.

Об исцелении от болезни Анисия Панченко лично рассказала архиепископу Харьковскому Амвросию, и вскоре после этого последовало распоряжение Харьковской духовной консистории: «Консистория, на основании определения своего, утвержденного Его Высокопреосвященством 12 сентября 1888 г., дает вам знать, что хранившийся в подвале Всесвятской церкви села Малая Чернетчина Сумского уезда образ Спасителя, находящийся в ризнице, разрешено поместить на стене в местной церкви. Сентября 16 дня 1888 года» (следует подпись).

Через 12 лет после этих событий указом священного Синода от 5 августа 1904 года за №7607, был открыт постоянный крестный ход с Малочернетчинским Чудотворным Образом Спасителя в церковь слободы Большой Чернетчины Сумского уезда.  25 сентября после литургии Образ из «Монастырка» несли в  Большую Чернетчину, а 10-го октября торжественно переносили обратно в село Малую Чернетчину. Кроме этого, по специальному разрешению правящего Харьковского архиерея переносился и в другие места Харьковской губернии.

В июле 1892 года икону привозили в Сумы против разбушевавшейся в городе холеры. Во время многолюдного молебна на Покровской площади с чтением акафиста Иисусу Сладчайшему были обращены просьбы к Спасителю о защите от этой страшной болезни, в скором времени болезнь отступила. Существует множество письменных свидетельств о чудесах исцелений происходящих от этого образа.

Так продолжалось вплоть до 1917 года. В годы Гражданской войны икона исчезла. По некоторым воспоминаниям, её видели в секте обновленцев на Пришибе (в то время пригород Сум), но скорее всего это был месточтимый список с Чудотворной иконы. Вплоть до нашего времени судьба чудотворного образа «Спас Малочернетчинский» оставалась неизвестной.

В годы советской власти храм был закрыт, здание было разобрано, а из церковного кирпича был построен сельский клуб. Вся церковная утварь, иконы были частично спрятаны прихожанами, которые под страхом преследований и гонений старались сберечь святыни, а частично – разграблены. До нынешнего времени уцелели стены колокольни храма.

В 1996 году клуб, построенный из церковного кирпича, был передан православной общине с. Токари. Возобновились богослужения, люди вновь приходят, чтобы исповедовать свою веру.

Решением Священного Синода УПЦ (журнал № 14 от 16 октября 2003 года) определен день почитания Малочернетчинского образа как чтимой святыни Сумщины — 13 декабря н.ст..

Несколько лет назад в собрании донецкого коллекционера О.М. Здановича оказался древний образ Спасителя. Было получено экспертное заключение по этой иконе, в котором отмечается, что атрибутируемый образ по ряду признаков совпадает с чудотворным образом из Малой Чернетчины. По стилистике он может быть датирован второй половиной XVIII в. Оклад конца XIX в. свидетельствует о почитании иконы именно в этот период, хотя сама она является более древней. Холст, на котором написана икона, был натянут на доску, очевидно, именно в связи с устройством оклада и началом почитания. Ручки с тыльной стороны показывают, что образ носили в крестные ходы, а таковые были установлены только для чудотворного Малочернетчинского образа, но не для его списков.

Экспертизу провела член-корреспондент Российской академии художеств, главный научный сотрудник отдела древнерусского и церковного искусства НИИ Российской академии художеств, доктор искусствоведения И.Л. Бусева-Давыдова.

Вторично обретенный чудотворный Малочернетчинский образ 15 июля 2012 года передан в Успенскую Святогорскую Лавру.

20 июля 2012 года в заседании Священного Синода УПЦ был рассмотрен рапорт Преосвященного Евлогия, епископа Сумского и Ахтырского, об обретении чудотворного Малочернетчинского образа Христа Спасителя "Хлеб Жизни", а также другие матералы об обретенной Святыне. В соответствии с решением Священного Синода УПЦ, местом постоянного пребывания этого чудотворного Образа станет Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Сумы.

25 сентября 2012 года состоятся торжества по случаю возвращения чудотворного Образа в Сумы. Этот день станет праздником второго обретения чудотворного образа Христа Спасителя «Хлеб Жизни» - великой святыни, которая после 100-летия забвения вновь займет достойное место в главном храме Православной Сумщины.