Інтерв'ю з Владикою Євлогієм

Владыко, из новостных сообщения стало известно, что икона Христа, которая известна как чудотворный Малочернетченский образ, обнаружена в одной из частных коллекций. Не могли бы Вы больше рассказать об этом событии?

Действительно, событие радостное и значительное. Сумчанам хорошо известен чудотворный Малочернетчинский образ Христа Спасителя: во многих храмах и домах православных христиан эта икона традиционно особо почитаема. Поэтому новость вызвала воодушевление среди сумчан.

Икона была приобретена коллекционером и знатоком православной иконографии Олегом Здановичем у частного лица. Впоследствии ее увидел православный священник, который был в гостях у коллекционера и узнал в новоприобретенной иконе тот самый образ, который хорошо знаком многим сумчанам.

Возник вопрос: а та ли это икона? Или же обнаружена одна из многочисленных копий чудотворного образа, которые изготавливались для храмов и частных лиц по заказу? Поэтому была создана епархиальная комиссия, которой предстояло выяснить все имеющиеся сведения и либо подтвердить, либо опровергнуть версию о подлинности обретенного образа. Проведенная значительная работа по скурпулезному исследованию имеющихся сведений позволила в итоге прийти к выводу: перед нами – чудотворный Малочернетчинский образ Христа Спасителя «Хлеб Жизни».

 

Владыко, исследование иконы и выявление признаков ее подлинности требует специальных условий и высокой квалификации экспертов. Кто был привлечен в качестве специалистов, удостоверивших подлинность чудотворного образа?

Признание подлинности оригинала иконы для нас было крайне важным аспектом. В связи с этим епархиальная комиссия обратилась к специалистам в области истории, церковного искусства и иконографии. Совместно с О.Здановичем к экспертной оценке удалось привлечь таких известных специалистов, как Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова, доктор искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств главный научный сотрудник отдела древнерусского и церковного искусства НИИ Российской академии художеств; Наталья Игнатьевна Комашко, ученый секретарь Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (РФ); Сергей Николаевич Кондратенко, историк и краевед; Игорь Николаевич Скворцов, специалист музейного дела, историк и краевед. По результатам выяснения и анализа всех имеющихся сведений об иконе, а также по мнению привлеченных к работе специалистов, мы имеем основания утверждать: выявленная икона является оригиналом утерянного Малочернетчинского образа Христа Спасителя «Хлеб Жизни», почитаемого на Сумщине как чудотворный с конца ХІХ века.

 

Владыко, обретенная Святыня Сумского края в настоящее время находится за пределами Сумщины. Предполагается ли возвращение ее возвращение?

По вопросу возвращения Малочернетчинского образа Христа Спасителя мы обратились к Предстоятелю Украинской Православной Церкви и Священному Синоду УПЦ с ходатайством. Одновременно в ходе переговоров с нынешним владельцем иконы О.Здановичем была достигнута договоренность о передаче иконы в Сумы. По просьбе Митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона икона 15 июля будет передана в Святогорскую Успенскую Лавру и будет находиться там до юбилейных торжеств по случаю 20-летия обители, которые состоятся 24 сентября. На следующий день, 25 сентября, икона будет торжественно передана делегации Сумской епархии и перевезена в Сумы. Сумчане смогут встретить вторично обретенную Святыню в своем кафедральном центре. Спасо-Преображенский кафедральный собор станет местом постоянного нахождения чудотворного образа. Приглашаю всех, кому дорог обретенный вновь чудотворный образ, принять участие в запланированных по этому знаменательному случаю торжествах.

 

Владыко, известно, что икона – это прежде всего богословие в красках, а потом уже предмет искусства и истории. Как бы Вы могли определить духовное значение второго обретения чудотворного Малочернетчинского образа Христа Спасителя «Хлеб Жизни»?

Дивный образ, который через много десятилетий забвения, не-бытия в своем основном качестве – святой иконы – вновь возвращается к жизни. Это означает, что Господь Иисус Христос, Который взирает на нас с этой иконы в виде Агнца, закалаемого за грехи мира, вновь возвещает нам о Своей спасительной Жертве. Икона вновь напоминает нам о Том, Кто стал Истинной Жертвой, превозмогшей узы смерти.

Хочу заметить, что евхаристические традиции Сум и Сумщины, укорененные в образе православного благочестия доныне, как мне кажется, являются результатом усвоения того понимания богословской сути, которая изображена на Малочернетчинской чудотворной иконе.

Из опыта жизни людей высокой духовной жизни известно, что перед истинной Святыней возникает желание молиться, а сама молитва обретает особое вдохновение, дух становится умиротвореным. Надеюсь, что явленная Святыня станет тем источником Божией благодати, от которого «дух мирен» обретут многие «труждающиеся и обремененные». Верю, что второе обретение Малочернетчинского чудотворного образа ХристаСпасителя «Хлеб Жизни» привнесет мир и благоволения в жизнь Сумщины.

Пресс-служба Сумской епархии УПЦ