___________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОНЯТИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ЦЕРКОВНОГО ЭТИКЕТА

 

Этикет (франц. etiquette – обычай) – нормы поведения, совокупность правил обхождения, принятых в обществе среди членов какой-либо социальной или профессиональной группы. Слово «этикет» в русском языке созвучно со словом «этика» – термином, обозначающим философское учение о нравственности. И действительно, повсеместное принятие и соблюдение правил этикета облагораживает нравы, свидетельствуя, что в основе его предписаний лежат именно нравственные категории.

Ключевые этические нормы человечество призвано было усвоить еще в ветхозаветные времена. Они были начертаны на каменных скрижалях, данных Богом пророку Моисею  на Синайской горе. Заповеди Божии: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не прелюбодействуй», «чти отца и матерь твою» – являются, по сути, ограничительными вехами на пути, следуя которым человек нравственно возрождался, восходя от рабства греху к образу и подобию Божию. В дальнейшем в среде еврейского народа краткие этические нормы Закона преобразовались в разветвленную систему, строжайше регламентировавшую все стороны жизни. Жесткое следование этим предписаниям до сих пор является одним из главных требований иудаизма.

 Христианское сознание не приемлет многих внешних ограничений, поскольку не в них видит залог достижения главной цели человеческой жизни – спасения души. Душа – вечна, ее существование простирается за рамки земного бытия, а Церковь земная – это отражение Церкви Небесной. «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего», – говорит апостол Павел (Евр.13, 14). Земная реальность не носит для членов Православной Церкви главенствующего характера, поэтому христианину присуще стремление к братскому общению, чуждому условностей, к духовной свободе: «К свободе призваны вы, братия» (Гал. 5, 13); «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17).

Вместе с тем для нормального функционирования церковной организации необходимо, чтобы все ее члены признавали и придерживались правил поведения и обхождения, сложившихся на протяжении тысячелетней истории христианской Церкви. Значительная часть правил церковного этикета вытекает из канонов и других актов церковного законодательства. Другие его положения существуют в Церкви на правах обычая – регламентированного образа действий, обязательность которого основана не на прямом предписании закона, а на общем убеждении в том, что он традиционен, правомочен, необходим.

Критерием законности обычая при отсутствии зафиксированного правила православные канонисты считают его разумность и давность. Православный этикет при этом является не только общепринятым кодексом поведения в церковной среде: соблюдение его требований (послушание канонической дисциплине) является лишь внешним выражением внутреннего стремления личности стать подлинным членом Церкви Христовой, как писал святитель Феофан Затворник: «Действующий по-церковному, как следует, непрерывно проходит науку благоговеинства пред Богом, с посвящением Ему всего».

Нормы церковного этикета имеют существенные отличия от современных светских правил поведения. Церковному организму изначально присуща иерархичность. Глава Церкви – Господь Иисус Христос, а Церковь – тело Христово. Каждый его член, будучи духовно свободным и равноправным с остальными, занимает, однако, свое особое положение: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15, 41). Особенности иерархической структуры Православной Церкви необходимо учитывать, чтобы не нарушать внутрицерковную субординацию. Известная русская пословица «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» имеет и обратную сторону: раз уж ты приходишь в чужой монастырь - надо знать его устав.

Многие требования церковного этикета попросту противоречат светским правилам. Например, приветствуя православного священнослужителя, правильным будет попросить у него благословения, а затем поцеловать благословившую руку. Эта норма распространяется на лиц обоего пола. В то же время представители духовенства не должны целовать руку даме, несмотря на то, что в светском обществе этот знак внимания является свидетельством учтивости. В помещении, где мужчины обязаны снимать головные уборы, священнослужители могут оставаться с покрытой головой (при условии, что их головные уборы являются принадлежностью духовного сословия: скуфия, камилавка, клобук).

Понятие церковного этикета довольно тесно смыкается с понятием церковного протокола. Отличие одного от другого заключается в том, что нормы церковного этикета определяют правила общения и поведения в церковной среде, официальной и частной переписки. Церковный протокол предписывает порядок проведения официальных церковных церемоний, а также осуществления контакта между Поместными Православными и иными Церквами.

Большинство государственных и общественных мероприятий регламентируются обычным светским (иногда и дипломатическим) протоколом. Если на них приглашаются священнослужители, надо четко представлять их иерархическое положение, а при общении с духовными лицами учитывать важные этические моменты. Программа светского торжества, на которое приглашается священнослужитель, должна быть тщательно продумана.

Порой представители духовенства оказываются в неловком положении, когда в качестве почетных гостей вынуждены присутствовать при двусмысленных зрелищах. Это оскорбляет самого священника и смущает совесть его пасомых. Так, если духовное лицо приглашено на прием во время церковного поста (например, в среду или пятницу), стоит заранее позаботиться о том, чтобы на столе были в наличии постные блюда.

Христианская совесть и здравый смысл должны удерживать лиц, находящихся в обществе священнослужителя, от вольного поведения, громкого смеха и скабрезных рассказов. Одежда человека, посещающего церковно-общественные акции, не должна быть вызывающей и чрезмерно открытой. Соблюдение этих элементарных правил будет свидетельствовать об уважении не только к присутствующему духовному лицу, но и к тысячелетней православной традиции, носителем которой он является.

Нормы светского этикета, складывавшиеся на протяжении столетий, являются неотъемлемой частью мировой культуры. Владение ими – признак воспитанности человека, его принадлежности к цивилизованному обществу. Столь же значимо значение церковного этикета как основы общения между собой членов Православной Церкви.

 

ВНЕШНИЙ ВИД СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

 

Внешний вид священнослужителя должен соответствовать его духовному званию: подрясник и ряса, головной убор (скуфия, камилавка, клобук) должны быть опрятными, обувь должна быть закрытой и темного цвета, тщательно начищенной.

Священнослужитель должен быть чистоплотен. Его лицо, руки, рот, да и все тело всегда должны быть безукоризненно чистыми. Личная гигиена пастыря, аккуратность и чистоплотность должны быть неотъемлемой частью его жизни.

Порой священнослужитель вынужден носить и светскую одежду. Во внебогослужебное время, во время путешествий одежда священнослужителя должна быть строгой, опрятной, классического покроя (костюм, брюки и рубаха, плащ, пальто, шляпа и т.п.). Не допускается ношение одежды и обуви вызывающего вида (яркие, пестрые футболки, шорты, джинсы, открытые сандалии), неопрятной, не соответствующей высокому званию священнослужителя.

 

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ И ПЕРЕПИСКИ

 

K монaxу, не имеющему духовного сана, обращаются: «честной брат», «отец». К диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон (имя)» или просто: «отец (имя)»; к иерею и иеромонаху – «Ваше Преподобие» или «отец (имя)»; к протоиерею, протопресвитеру, игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие». Обращение к священнику: «батюшка», являющееся русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Однако сами священнослужители не должны именовать себя отцами – согласно церковной традиции, при представлении они называют свои сан и имя, например: диакон Пeтp, иерей Алексий, протоиерей Иоанн, епископ Евлогий и т.п.

Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильнее относить только к настоятельнице. Игумения женской обители сочтет вполне учтивым обращение: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)».

Обращаться к епископу следует так: «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко»), к архиепископу и митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший Владыка».

K Патриарху, именуемому в титуле «Святейшим», нужно обращаться так: «Ваше Святейшество»; к Предстоятелю Поместной Церкви, в титуле которого содержится эпитет «Блаженнейший» - «Ваше Блаженство».

Указанные правила обращения к духовным лицами следует соблюдать и в переписке с ними (личной или официальной). Официальные письма пишутся на специальном бланке, неофициальные — на обычной бумаге или на бланке с напечатанными в левом верхнем углу именем и должностью отправителя (обратная сторона листая обычно не используется). Патриарху Московскому и всея Руси, Митрополиту Киевскому и всея Украины, Правящему архиерею не принято посылать письмо на бланке.

Всякое письмо состоит из следующие частей: указания адресата, обращения (адрес-титул), рабочего текста, зaключитeльного комплимента, подписи и даты. B официальном письме указание адресата включает в себя  полный титул лица и его должность, которые указываются в дательном падежей, например: «Его Преосвященству, Преосвященнейшему (имя), епископу Сумскому и Ахтырскому». К священнослужителям, находящимся на более низких иерархических степенях, обращаются более кратко: Его Высокопреподобию (Преподобию) протоиерею (или иерею) (имя, фамилия, должность); при этом фамилия монашествующего лица, если она указывается, всегда приводится в круглых скобках.

Адрес-титул – это почетный титул адресата, которым следует начинать письмо и который следует использовать в дальнейшем его тексте, например: «Ваше Святейшество» (в письме к Патриарху), «Ваше Величество» (в письме к монарху), «Ваше Превосходительство» и т.д. Комплимент — это выражение вежливости, которым заканчивается письмо. Личная подпись автора (не факсимиле, которое используется лишь при отправке письма по факсу) обычно сопровождается ее печатной расшифровкой. Дата отправки письма должна включать день, месяц и год; в официальных письмах указывается также его исходящий номер.

Авторы-архиереи перед своей подписью изображают крест. Например:

«    Евлогий,

епископ Сумский и Ахтырский».

Такой вариант архиерейской подписи является по преимуще­ству русской традицией.

Правила обращения к духовенству, принятые в Русской Православной Церкви, кратко иллюстрируются в следующей таблице.

Монашествующее

духовенство

белое

духовенство

Обращение

Указание адресата

Иеродиакон

Диакон

(протодиакон, архидиакон)

Отец (имя)

Диакону (имя)

Иеромонах

Иерей

Ваше Преподобиe,

отец (имя)

Ero Преподобию,

иeрeю (имя)

Игумен

Архимандрит

Протоиерей

протопресвитер

Ваше

Высокопреподобие,

отец (имя)

Его Высокопреподобию,

протоиерею (имя)

Игумения

 

Досточтимая матушка

Настоятельнице

(название монастыря)

игумении (имя)

Епископ (правя-

ший, викарный)

 

Ваше Преосвященство,

Преосвященнейший

Владыка

Его Преосвященству,

Преосвященнейшему (имя),

епископу (кафедра)

Архиепископ

Митрополит

 

Ваше

Высокопреосвященство,

Высокопреосвященнейший

Владыка

Его Высокопреосвященству,

Высокопреосвященнейшему

(имя),

архиепископу (кафедра)

Митрополит Киевский и всея Украины

 

Ваше Блаженство,

Блаженнейший Владыка

Его Блаженству,

Блаженнейшему Митрополиту Киевскому

и всея Украины (имя)

Патриарх

 

Ваше Святейшество,

Святейший Владыка

Его Святейшеству,

Святейшему Патриарху

Московскому и всея Руси

(имя)

 

B Русской Православной Церкви выработаны стaндаpтные формы письменного обращения к лицу, имеющему священный сан. Такого рода обращения именуются прошениями или рапортами (в отличие от заявлений, принятых в светском обществе).

Прошение по самому смыслу названия представляет собой текст с просьбой о чем-либо. Рапорт также может содержать прошение, но чаще представляет собой документ информативного характера. Светский человек вполне может обратиться к духовному лицу с простым письмом, не называя свое обращение ни рапортом, ни прошением.

Разновидностью церковной переписки являются письменные поздравления с праздником Светлого Христова Воскресения, Рождества Христова, Днем тезоименитства и другими торжественными событиями. Традиционно текст таких поздравлений предваряется соответствующим празднику приветствием, например, в пасхальном послании это слова: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!».

Следует отметить, что в вопросах переписки форма писем часто не менее важна, чем само содержание. Говоря об общем стиле переписки, можно порекомендовать взять за образец письма и обращения иерархов Русской Православной Церкви, опубликованные в разные годы в «Журнале Московской Патриархии». Независимо от отношения к адресату необходимо придерживаться в тексте письма предписанных форм вежливости, которые обеспечивают уважение служебного положения отправителя и адресата и всякое изменение которых может быть понято как преднамеренное игнорирование этикета или недостаточное проявление уважение. Особенно важно соблюдать протокол международной служебной переписки. Здесь важно оказать адресатам корреспонденции знаки уважения, на которые они имеют право, при соблюдении в то же время соотношения рангов между отправителем и адресатом. Принятый протокол строится таким образом, чтобы отношения между Церквами, государствами и их представителями основывались на равенстве, уважении и взаимной корректности.

Так, при упоминании в письме какого-либо духовного лица, особенно архиерея, не следует использовать местоимение третьего лица — «он», лучше заменять его кратким титулом «Его Преосвященство» (это относится и к устной речи). То же следует сказать и об указательных местоимениях, которые при обращении к иерархам заменяются титулованием, что подчеркивает уважение к адресату (например, вместо «прошу Вас» — «прошу Ваше Преосвященство»); в некоторых странах (например, во Франции) только так можно обращаться к высоким духовным особам.

При составлении официальных и частных писем определенную трудность представляет составление адрес-титула, т. е. первого предложения письменного обращения, и комплимента – фразы, завершающей текст. Наиболее распространенная форма адреса при составление письма на имя Правящего архиерея: «Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко и милостивый отец!»

Эпистолярное наследие, оставленное нам выдающимися деятелями Русской Православной Церкви за всю ее многовековую историю, являет большое разнообразие форм адресования, а также комплиментов, завершающих письменные обращения. Думается, примеры этих форм, употреблявшихся в наиболее близких нам по времени XIX-XX веках, могут быть полезны и ныне. Знание и употребление в письменном общении членов Церкви таких оборотов значительно обогащает лексику, раскрывает богатство и глубину родного языка, а главное, служит выражением христианской любви.

 

ЦЕРКОВНЫЕ ПРИЕМЫ

 

В протокольной практике Русской Православной Церкви принята организация торжественных приемов с трапезами — фуршетами, зваными завтраками, обедами и ужинами. Как правило, такие приемы устраиваются в дни больших церковных праздников, юбилеев и памятных дат.

Фуршет является приемом без рассадки, т. е. приглашенные трапезничают стоя. Этот прием продолжается не более двух часов. На фуршете закуски, вина, а также тарелки, бокалы и столовые приборы разложены на одном столе. Гости обслуживают себя сами, поочередно подходя и набирая закуски на тарелку, с которой они потом отходят в сторону.

Обед и ужин являются приемами с рассадкой и обслуживаются официантами. Вопреки светской практике, отводящей для начала званого обеда вечернее время (не ранее восьми часов вечера), церковные званые обеды происходят днем, обычно по окончании праздничного богослужения. Напротив, ужины могут проходить и в более поздние часы, чем это предписывается светскими традициями. Самый яркий пример — праздничная пасхальная трапеза, на которую традиционно приглашаются избранные участники архиерейского богослужения в кафедральном соборе. Она бывает сразу после Светлой заутрени и Литургии, которая завершается обычно в два-три часа утра.

Приглашения на эти трапезы обычно рассылаются заранее. Если на прием приглашается иностранная делегация, как правило, всем ее членам раздаются папочки с приглашениями (или же они оставляются в номере каждого гостя в гостинице). Обычно такое приглашение бывает красочно оформлено. Если прием дается от имени Правящего архиерея, то пригласительный билет украшается архиерейским вензелем.

B тексте приглашения типографским способом указывается, кто, когда и по какому случаю приглашает данное лицо, Например: «Его Преосвященство, Преосвященнейший епископ Сумский и Ахтырский Евлогий приглашает Вас на Рождественскую трапезу, которая состоится по окончании архиерейского богослужения в зале приемов Сумского епархиального управления». Внизу проставляется дата. Если прием следует сразу за богослужением, то время его начала не указывается.

Церковные приемы редко бывают с персональной рассадкой, однако если она предусмотрена, то место каждого гостя обозначается специальными кувертными карточками. На кувертной карточке обязательно указывается сан и имя приглашенного духовного лица, фамилия при этом обычно опускается, за исключением случаев, когда на приеме присутствуют несколько священников в одном сане, носящих одно имя. Это важно и для самого приглашенного, и для его соседа по столу, который будет знать, как к нему обращаться. Для приглашенных мирян указываются фамилия, имя и отчество.

Обычной формой приветствия в церковном обществе является благословение. Прибывающие на прием гости — как светские люди, так и священнослужители, — подходят под благословение духовных лиц. Некорректно испрашивать благословение у архимандрита или протоиерея в присутствии архиерея и вообще у младших в иерархическом отношении лиц в присутствии старших. Человек, далекий от Церкви, вполне может приветствовать священнослужителя простым пожатием руки.

B отношении рассадки классическое требование светского этикета — чередовать дам и мужчин — не может соблюдаться, поскольку на таких приемах главенствует иерархический принцип: на самом почетном месте сидит Правящий архиерей, а в его отсутствие — старейший по хиротонии священник. Наиболее почетные места по правую и по левую руку от него также предназначены духовным лицам по нисходящей: архимандриты, игумены, протоиереи, иереи, диаконы.

В том случае, если на прием приглашены представители светской власти, наиболее значимому из них, например губернатору региона или мэру города, предоставляется место по правую руку от Правящего архиерея. B этом случае духовенство за столом чередуется со светскими лицами, однако тоже в иерархическом порядке.

Если рассадка осуществляется за столом П-образной формы, то почетным местом считается стол, образующий верхнюю перекладину буквы «П». B этом случае гости рассаживаются только по наружной стороне стола, поскольку помещать кого бы то ни было напротив Правящего архиерея не принято.

Если гости рассаживаются за несколькими отдельно стоящими столами, то сидящие за главным столом должны быть обращены лицом ко всем остальным. При размещении приглашенных также должен соблюдаться иерархический принцип: за одним столом не могут оказаться епископ и иерей.

Духовное лицо, приглашенное на прием, должно быть в подряснике и рясе, монашествующие — в клобуке, белое духовенство — в камилавке. Скуфия как головной убор допустима лишь в менее официальной обстановке.

Трапезы, проводимые Русской Православной Церковью, всегда начинаются с общей молитвы. Если среди их участников есть инославные лица или атеисты, они обязаны в этот момент из уважения к остальным присутствующим сохранять благоговейную тишину.

На дипломатических приемах тосты произносятся либо в самом начале, либо в конце приема, когда специально для этого подается шампанское. Как правило, приветственными речами обмениваются только двое: главный гость и хозяин торжества.

В отличие от этой практики на церковных приемах разрешается произносить тосты в течение всей трапезы, а не только в ее конце. При этом произносящий тост обращается к архиерею, возглавляющему прием, за благословением произнести тост в честь кого-либо из гостей.

Если кто-либо из гостей произносит тост в адрес кого-либо из присутствующих, то по традиции принято завершать его пожеланием «Многая лета!» или аплодисментами. Если звучит тост в адрес архиерея, то его также принято завершать словами «Многая лета!». Вслед за этим песнопение «Многая лета!» троекратно пропевается всеми присутствующими на трапезе гостями, причем в адрес архиерея «многолетие» обычно поется стоя (иногда к этим словам добавляется фраза: «Спаси, Христе Боже»).

Лицо, произносившее тост в честь архиерея, подходит к Его Преосвященству с бокалом в руке, чокается, а затем целует руку архиерею. Последний тост на приеме обычно произносится самим архиереем, который благодарит гостей за их участие в церковном торжестве. Этот тост является своего рода сигналом к завершению трапезы.

Несмотря на значительные различия в организации светских и церковных приемов, их участникам необходимо придерживаться тех требований этикета, которые являются универсальными.

  1. Опоздание без уважительной причины на прием является нарушением этикета, однако опоздание на прием с рассадкой более серьезный промах, чем опоздание на фуршет. B любом случае оно может быть расценено остальными присутствующими как знак неуважения. Первыми на прием должны приходить лица, имеющие низшие иерархические степени; они же обязаны последними покидать зал, где происходила трапеза. Чрезмерно задерживаться на приеме также неприлично.
  2. Садиться за стол в отсутствие главного гостя недопустимо. Если рядом находится дама, то сначала нужно помочь ей занять место и только после этого садиться самому. Правила вежливости требуют оказывать внимание соседу, а тем более соседке по столу, однако знакомиться за столом не принято. Также не принято раньше времени вставать и выходить из-за стола на званом обеде.
  3. Полотняная салфетка, подаваемая за столом, в развернутом виде кладется на колени, а по окончании трапезы небрежно оставляется на столе. B некоторых странах считают, что если гость аккуратно сложил или свернул салфетку, то этим он выразил пожелание быть еще раз приглашенным к этому столу, что является нарушением правил вежливости, принятых на официальных приемах. Салфетку нельзя заправлять за ворот рясы, ею не следует вытирать лицо и руки, a можно лишь промокнуть губы.
  4. Столовый прибор каждого гостя обычно состоит из двух тарелок: верхняя меняется перед каждым блюдом, нижняя остается до конца трапезы. C левой стороны ставится еще одна небольшая тарелочка для хлеба. Ножи и ложка лежат с правой стороны, а вилки — с левой стороны. При подаче каждого блюда вилка и нож берутся с внешней стороны по отношению к тарелке с поданным кушаньем. Для закуски используются самые крайние нож и вилка, которые по размерам меньше других. Нож и вилка для рыбного блюда также отличаются внешним видом: нож имеет тупое лезвие, a вилка шире обычной, предназначенной для мяса. Десертные нож, вилка и ложка, имеющие небольшие размеры, как правило, кладутся отдельно за тарелкой, перпендикулярно остальным приборам.
  5. Нельзя говорить с набитым ртом, класть локти на край стола. Недопустимо есть во время произнесения тостов, а также поглощать содержимое бокала или стакана слишком быстро, залпом. На фуршете не следует ходить с тарелкой, одновременно поглощая с нее пищу, нельзя набрасываться на еду. Крайне тягостное впечатление производят те, кто сооружает на своей тарелке гору из закусок, так, что они едва не вываливаются через край.
  6. Хлеб можно брать только рукой, его следует отламывать небольшими кусочками. Фрукты, подаваемые на десерт, также аккуратно нарезаются дольками, а не откусываются. Нельзя есть с ножа или брать ложкой то, для чего используется вилка. Брать на вилку надо столько, сколько может на нее поместиться. Если столовый прибор упал на пол, не следует заниматься его поисками, а тем более привлекать к этому окружающих: нужно просто попросить у официанта новый прибор.
  7. Необходима умеренность в употреблении крепких напитков.
  8. Неуважением к присутствующим является громкий разговор, смех и вообще чрезмерно вольное поведение. Не стоит переговариваться через соседа, через стол, тем более вести разговоры с лицом, сидящим в отдалении за соседним столом.
  9. Даже светские правила хорошего тона не одобряют появление на приемах дам в брюках и брючных костюмах, а также в чрезмерно коротких юбках; тем менее допустимо это на приемах церковных. Вместе с тем им совершенно не обязательно сидеть за столом с покрытой головой — это требование относится, главным образом, к посещению храма.

Во всех случаях вежливость, умеренность и аккуратность лица, присутствующего на церковном приеме, будут свидетельствовать о нем как о воспитанном человеке.

 

ПОСЕЩЕНИЕ ПРИХОДОВ ПРАВЯЩИМ АРХИЕРЕЕМ

 

Исполняя свое послушание Управляющего епархией, Правящий архиерей посещает приходы с целью участия в богослужебной жизни (в основном на престольный праздник прихода или в ознаменование важного события в жизни прихода или настоятеля). Настоятель приглашает Правящего архиерея возглавить праздничные торжества рапортом. В своей резолюции Правящий архиерей указывает время, состав участников богослужения, цвет облачения.

Как правило, после окончания архиерейского богослужения дается праздничный обед, на который настоятель приглашает руководителей местных органов власти, руководителей учебных заведений, благотворителей храма, иных лиц (по согласованию с Правящим архиереем). Нормы этикета, которыми следует руководствоваться во время праздничного обеда, те же, что и при проведении церковных приемов (см. выше).

Правящий архиерей также посещает приходы для ознакомления с их жизнью и вне богослужений. В таких случаях секретарь по поручению Правящего архиерея совместно с благочинным церковного округа, который намерен посетить Преосвященный, составляет график посещения приходов с указанием ориентировочного времени прибытия, пребывания и отбытия с прихода, времени переезда до следующего пункта программы визита. Также составляется оптимальный маршрут посещения. Оба документа утверждаются Правящим архиереем и в соответствии с ними отдаются распоряжения по подготовке визита.

При посещении прихода Правящим архиереем настоятель храма должен заблаговременно пригласить на обозначенное время руководителей местных органов власти, руководителей учебных заведений, благотворителей храма, иных лиц на усмотрение настоятеля для встречи с Правящим архиереем.

В момент прибытия Правящего архиерея настоятель встречает Его Преосвященство в рясе, фелони, головном уборе (скуфья, камилавка или митра), с крестом на подносе. Хор поет тропарь праздника или святого, в честь кого освящен храм. Царские врата в храме открыты, антиминс на престоле развернут, дарохранительница и Священные Сосуды приготовлены к осмотру. Также подготовлены все документы прихода для проверки. По результатам проверки заполняется таблица, в которую вносятся все данные о приходе, а также вносятся замечания (если таковые имеются) и устанавливается срок их исправления.

На светских лиц, приглашенных на встречу с Правящим архиереем во время посещения приходов, распространяются нормы делового общения и правила церковного этикета, что создает основу конструктивного диалога первого лица церковной иерархии в регионе с должностными лицами соответствующего уровня.

Нормы церковного этикета являются обязательными для выполнения. Но при этом в церковной среде принято к оплошности, которую нечаянно может допустить кто-либо по неосторожности, относиться снисходительно, покрывать любовью невольный промах. Норма поведения рассматривается как средство к благочинию и благолепию, а не как самоцель. В этом смысле сохранение духа братской любви и взаимной снисходительности к недостаткам другого является более важным этическим принципом церковного этикета, нежели доскональное соблюдение формальных правил.

 

При написании текста использовались материалы:

1. Епископ Егорьевский Марк. Церковный протокол – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007.

2. Протоиерей Алексей Остапов. Пастырская эстетика. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2000.