Интервью с Высокопреосвященнейшим Евлогием, митрополитом Сумским и Ахтырским, пастырско-богословскому журналу ОДС "Андреевский вестник"
В юбилейном 37-м номере пастырско-богословского журнала "Андреевский вестник", посвященному 80-летию возрождения Одесской духовной семинарии, опубликовано интервью с Высокопреосвященнейшим Евлогием, митрополитом Сумским и Ахтырским. Также, опубликовано поздравление владыки, направленное по случаю 25-летия выхода первого номера журнала.
25 лет назад, в 2000 году, под общей редакцией архимандрита Евлогия (Гутченко), ректора Одесской духовной семинарии, вышел первый номер журнала "Андреевский вестник".
"Читайте, размышляйте, молитесь - и ваше служение будет твердым и радостным"
интервью с Высокопреосвященнейшим Евлогием, митрополитом Сумским и Ахтырским, пастырско-богословскому журналу ОДС "Андреевский вестник"
— Ваше Высокопреосвященство, Владыка Митрополит! В этом году исполняется 80 лет со дня возрождения Одесской духовной семинарии, ректором которой Вы были более 9 лет. Сейчас Вы возглавляете не только Сумскую кафедру, но и являетесь ректором Сумской семинарии. Скажите, пожалуйста, как на Ваш взгляд за прошедшее время изменилось духовное образование, какие новые проблемы и вызовы стоят перед богословской школой?
— За эти годы духовное образование, безусловно, стало лучше. Оно усовершенствовалось и продолжает совершенствоваться. Когда я учился в семинарии, ещё в советское время, целый ряд предметов был запрещён к преподаванию — например, риторика, психология и другие дисциплины, без которых невозможно полноценное пастырское формирование. Сегодня, слава Богу, мы свободны в этом отношении и можем строить образовательный процесс на церковной, а не идеологической основе.
Духовное образование прошло путь от возрождения из руин до системного богословского и миссионерского служения. Но при этом мы не забываем, что духовная школа — это не университет в светском понимании, а дом молитвы и послушания, где ум освящается верой, а знание — опытом молитвы.
Главная задача духовной школы сегодня — не просто дать студенту знания, а сформировать личность пастыря, живущего Церковью и для Церкви.
Вызовы тоже изменились. Сейчас основной кризис — это кризис духовной мотивации. Знание стало доступным, но не всегда осмысленным как путь ко Христу. В эпоху информационного изобилия особенно важно воспитывать способность духовного различения, умение отличать богословие от простого религиозного рассуждения.
Появились новые формы обучения — онлайн, дистанционные курсы. Но Церкви нужно очень внимательно их осмысливать, чтобы не подменить живое преемство мертвой технологией. Живое слово наставника, личное участие в литургической жизни и атмосфера братского общения — это то, что делает семинарию семинарией.
— К сожалению, на сегодняшний день практически все духовные школы сталкиваются с кризисными явлениями и в богословской среде (как у нас в Отечестве, так и на Западе) звучат мнения о кризисе пастырского призвания. Как Вам кажется, в чем причина этого явления и что должна делать Церковь?
— Да, мы действительно наблюдаем этот кризис, и он сказывается, в том числе, на количестве поступающих в духовные школы. Но это время мы должны пройти достойно.
Пастырское служение — это всегда крест. Поэтому кризис пастырства — не новое явление, а постоянное испытание. Сегодня оно усугубляется духом потребительства и самореализации, проникшим даже в церковную среду. Молодой человек часто ищет не служения, а признания, и тогда пастырство превращается в профессию, а не в жертву.
Причина этого — ослабление личной веры и аскетического духа, утрата благоговения перед священством. Отсюда и то, что ныне называют «выгоранием». Ведь если кадило потухло, от него уже не исходит благоухание. Что делать? Когда кадило тухнет, нужно подуть на угли. А в духовной жизни это — молитва, особенно молитва литургическая.
Если священник служит машинально, если он не переживает Божественную литургию, — вот это настоящая беда. Литургией нужно «наслаждаться», как говорится в молитве Таинства Елеосвящения: «сподобивый мя… наслаждатися Божественныя и священныя Литургии». Тогда не будет выгорания. Если же оно наступает, то лекарство — молитва, участие в Таинствах, правильная духовная жизнь.
Церковь должна воспитывать не просто богословов-аналитиков, а отцов, способных любить, сострадать и молиться за каждого человека. Возврат к живому духовному наставничеству — это путь исцеления кризиса пастырского служения.
— Ваше Высокопреосвященство, Вы приняли решение служить Церкви в достаточно молодом возрасте, в тот момент, когда Церковь только начала освобождаться от оков атеистического пленения. Тогда для принятия такого решения требовались стойкость и мужество. Сегодня мы переживаем совершенно другой исторический период, но и сейчас служение Церкви – это исповедничество. Скажите, какой Вам видится миссия современной православной молодежи в обществе сверстников?
— Да, конец 80-х — начало 90-х годов — это время, когда еще были сильны идеологические оковы советского коммунизма. С момента моего обращения к Богу и начала церковной жизни я успел испытать все «прелести» атеистического давления — в семье, школе, армии, в светской среде. Молодой человек, желающий стать священником, сталкивался со множеством проблем: недоумением и насмешками со стороны родных, подозрением со стороны властей, ограничением в возможностях получить образование или трудоустроиться. Миссия Церкви тогда была крайне ограничена, а миссия среди молодежи — практически невозможна: за нее можно было реально получить срок.
Сегодня внешние обстоятельства изменились, но суть испытания осталась прежней. От молодого человека, приступающего служить Церкви, требуется не меньшая стойкость и мужество, чем тогда: только теперь борьба идет не с внешними запретами, а с внутренней рассеянностью, соблазнами мира, равнодушием к вере.
Миссия молодежи — нести свидетельство о Христе языком своего времени, не изменяя духу Евангелия. Главное при этом — не внешняя активность, а внутренняя верность Церкви. Молодой человек сегодня окружён шумом, потоками информации, но именно он может стать проповедником тишины, чистоты, доброты. Исповедничество XXI века — это не только готовность страдать, но и умение не раствориться в духе века сего.
Молодёжь должна помнить: Церковь — это не клуб и не платформа для общения, а Тело Христово. Через участие в литургической жизни, через послушания, милосердие, творческое служение и доброе слово современная православная молодежь может стать совестью своего поколения.
— Владыка, годы Ваши ректорства в ОДС ознаменованы инициативой издательства пастырско-богословского журнала «Андреевский вестник», родоначальником которого были именно Вы. Скажите, пожалуйста, что Вы вкладывали в эту идею, что хотелось увидеть, так сказать, «на выходе»?
— Мы хотели создать живую площадку пастырского общения, где звучал бы голос Церкви, а не просто академический анализ. Название выбрали не случайно — апостол Андрей Первозванный символизирует начало церковного пути и верность апостольскому духу. Кроме того, это Небесный покровитель Одесской духовной семинарии.
Цель журнала состояла в том, чтобы воспитывать мыслящего пастыря, соединяющего богословие с духовным опытом. Мы хотели, чтобы он стал своеобразной «школой сердца» для семинаристов и духовенства, помогал молодым людям не только размышлять, но и жить Церковью, осмысливать своё служение как путь любви и ответственности.
Мы стремились, чтобы «Андреевский вестник» освещал жизнь Церкви и духовной школы, поднимал важные, порой болезненные вопросы пастырской жизни, современной церковной действительности и помогал искать пути их разрешения. Хотелось, чтобы издание стало живым свидетельством церковной мысли, помогало студентам духовных школ занять подлинно православную позицию в отношении явлений современной жизни — не в теории, а в духе живой веры. И если журнал помогает хотя бы одному молодому человеку увидеть в богословии не отвлечённую науку, а путь к Богу, значит, он оправдывает своё предназначение.
— Почему был избран именно этот формат журнала?
— Потому что печатное слово имеет особую духовную глубину. Оно требует сосредоточенности, молитвенного чтения, тишины сердца. Журнал позволяет вести разговор не вширь, а вглубь — а это очень важно для пастырского сознания.
Формат печатного издания воспитывает культуру богословского письма, аккуратность мысли, верность церковной традиции. Мы старались объединить академическую строгость с живой пастырской тематикой, чтобы слово журнала было не просто информативным, но и вдохновляющим.
— Скажите, с какими трудностями пришлось сталкиваться в период работы над первыми номерами «Андреевского вестника»?
— Трудностей было немало: и материальных, и организационных. Но главная заключалась в том, что никто из нас не имел опыта создания пастырско-богословского журнала. Это совершенно особое направление церковного труда. Поэтому первые номера были, можно сказать, пробой пера.
Мы учились, набирались опыта, и с каждым выпуском «Андреевский вестник» становился всё более зрелым и содержательным. Проблемы были и с финансированием, и с тем, что не всем авторам было просто перейти от устной проповеди к письменному слову. Но Господь благословил этот труд. Всё делалось на энтузиазме преподавателей и студентов, буквально «на коленке». И теперь можно сказать, что первые номера стали настоящим духовным событием в жизни семинарии.
— Журнал существует уже четверть века. На Ваш взгляд, является ли актуальным такая форма церковного свидетельства сейчас или она должна уйти в историю, уступив место интернет-проектам, всевозможным кратким видео, тому, что принято называть «рилсами», подкастам и подобным форматам?
— Безусловно, журнал остаётся актуальным. Я каждый раз с большим интересом жду нового номера «Андреевского вестника». Для меня это всегда радость — узнать, чем живёт и чем дышит сегодня Одесская духовная семинария. Я хорошо знаю преподавателей: это замечательные, талантливые люди, служащие Церкви с полной самоотдачей. У семинарии есть чем поделиться, есть достижения, которым можно искренне порадоваться.
Когда читаешь журнал, испытываешь особое чувство — погружение в богословскую среду, в церковную жизнь Одесской земли. Да, сегодня есть новые формы коммуникации: интернет-страницы, соцсети, видео, подкасты. Всё это необходимо, и мы должны уметь пользоваться этими средствами, особенно в миссионерской работе среди молодежи. Но важно понимать, что это лишь инструменты. Они быстро загораются и так же быстро исчезают, тогда как печатное слово живёт долго, оно имеет вес и глубину.
Краткий видеоролик способен привлечь внимание, но не способен взрастить мысль. Человек, привыкший к рилсам и клипам, перестаёт мыслить целостно. Церковная культура требует внимания, неторопливости, внутреннего сосредоточения, молитвенного восприятия — а это возможно только в чтении.
Пусть журнал остаётся не массовым, но глубоким — как духовная лампада в мире мгновенных картинок. Это форма церковного свидетельства, которую нельзя утратить. Ведь печатное слово — это не просто текст, а свидетельство эпохи, духовный документ времени. Через такие издания будущие поколения смогут увидеть, чем жила Церковь сегодня, как она молилась, думала и служила Богу.
— Скажите, как Вам кажется, почему в современном обществе пропала тяга к чтению, особенно длинных текстов. Насколько любовь и уважение к книге необходимы священнослужителям?
— На мой взгляд, потеря интереса к чтению — это следствие потери вкуса к размышлению, умению пребывать в тишине. Книга учит внутреннему диалогу, а экран, напротив, приучает к бегству от самого себя.
Для священника книга — это пища ума и души, без которой невозможно проповедовать. Священник, который не читает, очень быстро перестаёт быть проповедником — он лишь повторяет чужие слова.
Любовь к книге — это форма послушания, ведь через чтение мы вступаем в общение с умами святых отцов, богословов, учителей Церкви. Без этого невозможно возрастание в духовной мудрости.
— Владыка, Вы возглавляете Литургическую комиссию при Священном Синоде Украинской Православной Церкви. В чем функция этого синодального учреждения и какие направления работы Вы можете обозначить как приоритетные?
— Литургическая комиссия при Священном Синоде — это синодальный коллегиальный орган, действующий по поручению и под руководством Блаженнейшего Предстоятеля и Священного Синода нашей Церкви. Её основное предназначение — забота о богослужебной жизни Церкви, обеспечение богословской, текстуальной и языковой точности богослужебных книг и текстов.
Среди направлений нашей деятельности — составление и редактирование богослужебных текстов, создание служб новопрославленным святым, исправление существующих богослужебных книг, а также перевод богослужебных текстов на украинский язык и разработка богословски выверенной литургической терминологии.
Мы координируем работу епархиальных литургических комиссий, участвуем в издательской деятельности Церкви. Приоритет сегодня — повышение качества богослужебных текстов, укрепление научной и богословской базы литургического творчества и расширение сотрудничества с духовными школами.
Главная цель нашей работы — содействовать сохранению и развитию литургического наследия, чтобы богослужение Украинской Православной Церкви оставалось богословски точным, духовно глубоким и доступным для народа Божия.
— На Ваш взгляд, православное богослужение должно оставаться строго-консервативным явлением или должно быть динамичным и изменчивым, реагируя на требования современности? Может ли богослужение в начале двадцать первого века быть идентичным богослужению века десятого?
— В Вашем вопросе уже заложена логика ответа: если мы говорим об элементах богослужения, сохранившихся с X века, значит, до X века они развивались и изменялись. Конечно, X век — это не XXI, люди были другими, и духовно, и физически. Сегодня человек более немощен, в том числе в духовном плане. Поэтому я считаю, что та практика богослужения, которая сегодня сложилась на приходах, тот так называемый неформальный приходской устав, — она правильна и отвечает современным потребностям.
Православное богослужение — не музей, но и не лаборатория экспериментов. Церковь живёт во времени, но богослужение принадлежит вечности. Оно может претерпевать внешние изменения — язык, пение, издания, — но не должно терять внутреннего духа священного трепета.
Совершенно недопустимыми я считаю попытки «осовременить» Божественную литургию. К примеру, я никогда не опускаю ектению и молитву об оглашенных. Мы не должны адаптировать Литургию под человека, а должны воспитывать человека для Литургии.
В то же время нужно избегать других крайностей, которые не соответствуют духу богослужения. Яркий пример — искусственноеего удлинение, когда за Литургией начинают читать чрезмерно длинные списки имён. Это затягивает службу и отвлекает от её сути. Всё должно быть благоговейно, достойно и соразмерно.
Величие православного богослужения в том, что оно соединяет нас с тысячелетней молитвой Церкви. Это не просто ритуал — это дыхание Вечности в нашем времени.
— Благодарим Вас за прекрасную беседу и в конце просим обратиться с добрыми пожеланиями и архипастырскими наставлениями к нашим сегодняшним читателям «Андреевского вестника».
— Пусть «Андреевский вестник» остаётся верным своему призванию — нести свет апостольской веры и пастырского опыта. Читайте, размышляйте, молитесь — и ваше служение будет твёрдым и радостным.
Пусть каждый пастырь помнит: слово без молитвы мертво, а молитва без слова немая. Дай Бог всем нам быть верными учениками Христовыми, способными хранить истину в любви.
Благословение Господне да пребывает со всеми вами — мир в сердце, мудрость и внутреннее горение пусть укрепляют каждого, кто служит Богу и людям.
Православна Сумщина





